Новости

Инвесторы и виртуальная реальность – «Клондайк» или «пузырь»?

2016-01-06

В среде инвесторов и предпринимателей сегодня бытует мнение, что следующим способом заработать миллионы станут системы виртуальной реальности в целом и производство гарнитур для виртуальной реальности в частности. На рынке появляется всё больше компаний, занимающихся производством VR-систем, а инвесторы всё активнее вливают сюда деньги.

Наступления эпохи виртуальной реальности ждут, кажется, с 60-х годов прошлого века. Однако до недавних пор все существующие системы были безнадёжно примитивными и могли привлечь внимание разве что самых увлечённых фанатов, которым было некуда девать тысячи долларов. Ситуацию переломила компания Oculus VR, представив в 2012 году свой шлем. О виртуальной реальности снова заговорили – однако технология, существуя уже несколько лет, не породила ничего, по-настоящему достойного внимания.

Современными лидерами индустрии – компаниями, что находятся у всех на слуху, – выступают сразу несколько стартапов.

Среди них – Magic Leap, работающая над созданием нательной системы, которая позволит смешивать цифровые изображения с реальностью. Для реализации своих проектов компания планирует привлечь порядка $827 млн.

Разработчики из Jaunt, которые создали 3D-камеру для съёмок видео виртуальной реальности, получили от инвесторов $100 млн.

Относительно молодая 8i, разрабатывающая технологию взаимодействия с объектами на видео, собрала $14 млн.

Следует отметить, что ни одна из этих компаний пока не представила никаких массовых систем – всё, что они разрабатывают, существует в одном-двух экземплярах, а видели новинки только инвесторы. Тем не менее, ажиотаж вокруг них налицо.

Специалисты по венчурным инвестициям из Madrona Venture Group считают, что раз в десятилетие на рынке непременно появляется аппаратная платформа нового поколения, которая привлекает всеобщее внимание. Инвесторы считают, что подобной платформой вот-вот станут системы виртуальной реальности.

Это утверждение оспаривают в Ernst&Young – тамошние аналитики считают, что виртуальная реальность в ближайшее время никак не повлияет на рынок, захваченный смартфонами и мобильной электроникой. По мнению аналитиков, в ближайшее время системам виртуальной реальности уготована судьба дорогой и интересной игрушки, но никак не массовой платформы. Даже современные поклонники VR признают, что до сих пор не видели ни единой игры или приложения, которое должен опробовать каждый. Всё, на что пока хватает технологии – создания технических демороликов.

Кроме того, на пути VR встанут деньги – по предварительным данным, средний шлем обойдётся пользователю в $300–500. Вдобавок придётся выложить от $1 тыс. за достаточно мощный компьютер, который будет работать с системами виртуальной реальности. Наконец, у некоторых людей гарнитуры вызывают морскую болезнь.

Тем не менее, инвесторы предпочитают пропускать критику систем виртуальной реальности мимо ушей. Так, за девять месяцев 2015 года в индустрию влили в общей сложности $408 млн против $145 млн за тот же период 2014 года.

Крупнейшим игроком рынка сегодня выступает Magic Leap. Популярность её разработок поясняют тем, что технология не перекрывает для пользователя обзор, внедряя виртуальные объекты в привычную обстановку в поле зрения. Тем не менее, даже техническая составляющая технологии остаётся большим секретом, известным, возможно, только инвесторам.

Поклонники систем виртуальной реальности утверждают, что уже через 5-10 лет VR станет главным средством общения и развлечения. Так, представители компании-разработчика игр Unity Technologies полагают, что сегодня существуют достаточно мощные системы и достаточно удобные игровые движки, позволяющие создать по-настоящему впечатляющее зрелище. Кроме того, виртуальную реальность можно активно применять в весьма широком спектре – начиная с развлечений и заканчивая коммуникациями. Это тоже является весьма «лакомым куском» для инвесторов, которые боятся упустить в лице технологии сразу несколько прибыльных рынков.

На этом фоне сделка между Facebook и Oculus стоимостью в  $2 млрд произвела эффект разорвавшейся инвестиционной бомбы – «прикупить себе» немного виртуальной реальности захотел буквально каждый крупный инвестор.

Пока они платят, а критики высказывают сомнения, рядовые пользователи постепенно добираются до всех этих очков и шлемов и в основном остаются разочарованными. На сегодня на рынке нет ни единой игры или приложения для виртуальной реальности, вызывающей у людей желание сидеть в шлеме часами.

Творческие умы бьются над тем, чтобы понять, что вообще можно сделать с такой интересной технологией – в 2015 году стартовали съёмки первых нескольких «виртуальных фильмов», в которых зритель сможет в любой момент в прямом смысле слова «отвернуться» от всего происходящего на экране и начать следить за событиями, которые разворачиваются неподалёку.

Рыночные обозреватели, которые наблюдают за ростом в среде инвесторов популярности систем виртуальной реальности, полагают, что наибольший доход от этого ажиотажа получают те компании, что просто выпускают шлемы и очки, не задумываясь о будущем. За эти устройства платят баснословные деньги, покупая их на будущее и не задумываясь о том, что пресловутого «будущего» может и не быть.

Читайте также: Disney — среди инвесторов Jaunt в крупном финансовом раунде, собравшем 65 миллионов долларов